Вайнахи («наш народ») включают в себя 7 этносов
Северного Кавказа:
чеченцев («нохчо»),
ингушей («гIалгIа»),
бацбийцев («бацби»),
кистинцев («кистин»),
шаройцев («шIааро») и
акинцев («арараьккхий»).
Некоторые элементы в традициях и фольклоре вайнахов дают основания полагать, что в древности они могли контактировать с
согдийцами – последователями пайхамбара Заратуштры, которые появились на Северном Кавказе в VI в. Но возможен и другой путь проникновения Благой Веры к вайнахам –
через Дербент.
Одним из источников по традиционным верованиям вайнахов служит
Нартский эпос, основу которого составляют сказания о героях-богатырях («
нартах»). Исследователи полагают, что эпос начал создаваться в 8-7 вв. до н. э., а в 13-14 вв. разрозненные сказания стали объединяться в циклы. В связи с рассматриваемой темой среди нартов можно выделить
Пхьармата, сына Богини Очага
ЦIиkIур-нана и Бога Пламени
ЦIу.
Учёные полагают, что имя нарта (
пхьар+мат) означает «творец-солнце». Пхьармату присуще сочетание двух функций – мастера и жреца огня, давшему людям огонь. В связи с почитанием огня следует отметить святилища огня на
Алхан-Калинском городище в 16 км к западу от Грозного, на левом берегу Сунжи. Как предполагают учёные, здесь находился древний город
Магас («город солнца»).
Примечательно, что одно из обозначений вайнахских языческих жрецов –
цIен стаг («человек огня»). Это название можно перевести и как «чистый человек», ибо огонь – символ наибольшей чистоты. Предмет, «очищенный» огнём, считается идеалом чистоты, отсюда выражение «
ЦIарца литтина» – «огнём очищенный». Жрецы, как посредники между божествами и людьми, были окружены ореолом святости и неприкосновенности и одевались в белое, также как и заратуштрийские
мобеды. Большое значение, которое придавали вайнахские племена огню подтверждают данные языка и фольклора. Самое страшное проклятие: «
ЦIе хала шун!» – «Да не будет у вас огня!»
Как свидетельствуют источники, помимо почитания огня, горцы Кавказа придерживались обычая оставлять стариков умирать в отдалённом месте. Этот обычай напоминает заратуштрийский, по которому мёртвые тела уносились в горы и оставлялись там, чтобы не осквернять землю и воду. Возможно, с этим связана и современная традиция сооружения кладбищ на сухих возвышенностях.
Примечательно, что начало сельскохозяйственного года вайнахи приурочивали ко дню весеннего равноденствия – 22 марта, совпадающим с заратуштрийским
Новрузом. Этот день был важным весенним праздником. В ходе подготовки к нему в хозяйстве наводили особую чистоту. Праздник предполагал обилие еды для всех. Накормлены должны были быть не только домашние, но и сироты, одинокие старики. Праздничные развлечения вечером проходили у костров.
Позднее среди вайнахов начинает распространяться ислам, постепенно вытеснивший традиционные культы.