Новруз-топ

Первые два места среди баянов, посвященных Новрузу и кочующих по просторам Рунета и блогосферам занимают:

1) Является ли Навруз мусульманским праздником (напр.  http://blogs.mail.ru/community/islam_rus/1A2DEC8AB45EED67.html)
обличительная статья истинно мусульманствующих товарищей

2) Сегодня наступил Год Красного Бобра (напр. http://www.vestipk.ru/?id=8144),
сообщения, неистово баянящие "тотемный зороастрийский" цикл, выдуманный в лохматых девяностых П.П. Глобой

Новруз-3747!

Дорогие единоверцы, сочувствующие и просто читатели!

С восходом солнца 21 марта 2009 г. наступает Новый, 3747-й Год Заратуштрийской Эры! Сил, благоразумия и успехов в благих делах всем Вам в Новом Году!

Новости сайта: проект «Наследие». Россия. Вайнахи

Вайнахи («наш народ») включают в себя 7 этносов Северного Кавказа: чеченцев («нохчо»), ингушей («гIалгIа»), бацбийцев («бацби»), кистинцев («кистин»), шаройцев («шIааро») и акинцев («арараьккхий»).

Некоторые элементы в традициях и фольклоре вайнахов дают основания полагать, что в древности они могли контактировать с согдийцами – последователями пайхамбара Заратуштры, которые появились на Северном Кавказе в VI в. Но возможен и другой путь проникновения Благой Веры к вайнахам – через Дербент.

Одним из источников по традиционным верованиям вайнахов служит Нартский эпос, основу которого составляют сказания о героях-богатырях («нартах»). Исследователи полагают, что эпос начал создаваться в 8-7 вв. до н. э., а в 13-14 вв. разрозненные сказания стали объединяться в циклы. В связи с рассматриваемой темой среди нартов можно выделить Пхьармата, сына Богини Очага ЦIиkIур-нана и Бога Пламени ЦIу.

Учёные полагают, что имя нарта (пхьар+мат) означает «творец-солнце». Пхьармату присуще сочетание двух функций – мастера и жреца огня, давшему людям огонь. В связи с почитанием огня следует отметить святилища огня на Алхан-Калинском городище в 16 км к западу от Грозного, на левом берегу Сунжи. Как предполагают учёные, здесь находился древний город Магас («город солнца»).

Примечательно, что одно из обозначений вайнахских языческих жрецов – цIен стаг («человек огня»). Это название можно перевести и как «чистый человек», ибо огонь – символ наибольшей чистоты. Предмет, «очищенный» огнём, считается идеалом чистоты, отсюда выражение «ЦIарца литтина» – «огнём очищенный». Жрецы, как посредники между божествами и людьми, были окружены ореолом святости и неприкосновенности и одевались в белое, также как и заратуштрийские мобеды. Большое значение, которое придавали вайнахские племена огню подтверждают данные языка и фольклора. Самое страшное проклятие: «ЦIе хала шун!» – «Да не будет у вас огня!»

Как свидетельствуют источники, помимо почитания огня, горцы Кавказа придерживались обычая оставлять стариков умирать в отдалённом месте. Этот обычай напоминает заратуштрийский, по которому мёртвые тела уносились в горы и оставлялись там, чтобы не осквернять землю и воду. Возможно, с этим связана и современная традиция сооружения кладбищ на сухих возвышенностях.

Примечательно, что начало сельскохозяйственного года вайнахи приурочивали ко дню весеннего равноденствия – 22 марта, совпадающим с заратуштрийским Новрузом. Этот день был важным весенним праздником. В ходе подготовки к нему в хозяйстве наводили особую чистоту. Праздник предполагал обилие еды для всех. Накормлены должны были быть не только домашние, но и сироты, одинокие старики. Праздничные развлечения вечером проходили у костров.

Позднее среди вайнахов начинает распространяться ислам, постепенно вытеснивший традиционные культы.
Фравахар

La danco сhe la fajro - Танец у огня

Песня на эсперанто. Автор Д. Лукьянец



Танец у огня
в моём сердце без забвения.
Танец у огня
я вспоминать готова без конца.

О какая это была звёздная ночь,
незабываемое и нежное чувство!
В дорогих руках была я счастлива,
О повторись, мгновение!

Ночь и лес
выглядели как в сказке.
Звук гитары
очаровательно смешался с лунным светом.

О какая это была звёздная ночь,
незабываемое и нежное чувство!
В дорогих руках была я счастлива,
О повторись, мгновение!

P.S. Предлагаю всем читателям размещать в сообществе песни, посвящённые огню.

Готовится к печати 5-я книга Денкарда

Пятая книга Денкарда / Комментированный перевод со среднеперсидского, введение, транслит. и транскрипция А. И. Колесникова — плановая работа. Объем 10 а.л.

Аннотация
Денкард («Деяния веры») — важнейшее зороастрийское произведение пехлевийской литературы IX–X вв., названное специалистами новейшего времени «маздаяснийской энциклопедией» из-за обилия в нем разнообразной информации об этой религии. Пятую книгу (из 7 сохранившихся) можно отнести к разряду полемической литературы, оформленному в виде диалога – ответов ученого зороастрийца на вопросы представителей соперничающих конфессий – предположительно иудея и христианина. Содержание предполагаемого диалога сводится к монологу зороастрийца, в котором объясняются ключевые вопросы мифологии, трактуются основные положения догматики, этики и ритуальной практики зороастризма, сложившиеся ко времени составления Денкарда. Сжатое изложение основ веры напоминает по форме христианский катехезис, и есть все основания считать, что Пятая книга Денкарда служила своего рода катехезисом зороастризма.

В работе над Пятой книгой переводчик пользовался двумя факсимильными изданиями текста Денкарда (по рукописным спискам XVI и XVII вв), рукописью, изготовленной для Э. Веста во 2-й пол. XIX в. (хранится в Архиве востоковедов ИВР РАН), наборными изданиями пехлевийского текста, выполненными Санджаной и Маданом (нач. XX в.), современным изданием книги, а также — переводами фрагментов из Пятой книги и комментариями к ним в трудах европейских и азиатских ориенталистов новейшего времени. На русский язык книга переводится впервые.

ИВ РАН (Санкт-Петербург)

Новости сайта: проект «Наследие». Азербайджан

Гирдыман – рай на земле

Люди c древних времён верили в существование рая на земле – идиллического уголка природы, где царит гармония. Понятие об аде и рае проникло в авраамические религии из Благой Веры – древнейшей религии откровения. О влиянии иранской культуры говорит заимствование греками мидийского слова *paridaiza- со значением «царский парк, заповедник» – слова, распространившегося по всей Европе в форме «парадиз» со значением «рай».

В религии Заратуштры рай называется Гардман (букв. «Дом Хвалы») и понимается как место вечного света, где пребывают души праведных людей.

Лингвистические исследования наталкивают на гипотезу идентичности названия рая с названием реки Гирдыман в Исмаиллинском районе Азербайджана (в исторической области Ширван), а также с названием древней провинции Гардман/Гирдыман (арм. Гардманк, груз. Гардабани), известной с IV в. н. э. и расположенной между реками Кура и Аракс, где вплоть до VII в. исповедовали Благую Веру. Название этой провинции может быть истолковано как «место с райским климатом».


Берега реки Гирдыман в Исмаиллинском районе Азербайджана


Провинция Гирдыман охватывала территорию современных Товузского и Шамкирского районов Азербайджана, где также есть село Гардманик (Малый Гардман). Этот регион издавна известен своим приятным климатом и славится как излюбленное место отдыха. Поэтому неудивительно, что в средневековье его отождествляли с раем.


Провинция Гардман


Топоним Гирдыман в Исмаилллинском районе примечателен в связи с легендой о шахе Кей-Хосрове, бытующей в с. Лахидж, где на кладбище Завара сохранилась старая могила с гравировкой «Кей Хосров». Недалеко находятся руины крепости Гирдыман, относящейся к Сасанидскому времени (V -VI в.)

Согласно пехлевийской традиции, Кей-Хосров – сын Сиявуша. Кей-Хосров праведно царствовал шестьдесят лет, после чего со своими воинами удалился в горы. Там шах таинственно исчезает, а его воины погибают во время снежной бури. По легенде, Хосров был вознесён Ормаздом в рай – Гардман.

Лахиджцы считают, что Кей-Хосров совершил свой последний поход в Ширван, где исчез в провинции Гардман. Вероятно, основой местной легенды послужила строительная деятельность в Восточном Закавказье Сасанидского шаха Хосрова Ануширвана, чей мифологизированный образ соединил в себе и черты таинственно исчезнувшего Кей-Хосрова.

Вопрос по родноверию

Уважаемые читатели, просьба к вам просветить!
Кто такие Белобог и Чернобог? Аналоги Ормазда и Аримана? Каково их положение относительно Перуна? Информацию аргументировать ссылкой на исторические хроники.