Новости сообщества: Зороастрийский летний лагерь в Латвии

Со дня Абан по день Мехр месяца Амордад (28 июля - 3 августа 2013 года) в Латвии Анджоманом "Бозорг-Базгашт" ("Великое Возвращение") с именем и помощью Ахура Мазды был организован летний лагерь для зороастрийцев Европы. На красивейший берег Рижского залива съехалось около сорока зороастрийцев из Норвегии, Швеции, Германии, Нидерландов, Италии, Франции, Великобритании, России и Таджикистана. В качестве наставника и духовного лидера в мероприятии принял участие уважаемый мобед Камран Джамшиди. В программе слёта были:

- церемония бракосочетания (говах-гири) для двух зороастрийских пар

- обряд Седре-Пуши, на котором священный пояс повязали пятеро новых зороастрийцев

- совместные ежедневные молитвы перед балтийским солнцем под шум моря

- разъяснение вопросов веры и практики

- обсуждение координации деятельности анджоманов разных стран

- посещение достопримечательностей Старой Риги

Мероприятие проводилось в дружеской непринуждённой обстановке, все его участники не только обрели новые знания и новый опыт, но и расстались хорошими друзьями, что может толко упрочить единение зороастрийцев, проживающих в Европе.


вид на море


мобед Камран Джамшиди


зороастрийское бракосочетание


всеисцеляющий огонь


новые бехдины перед первым в своей жизни повязыванием пояса


Заратуштра, Авеста, огонь, знамя Кеянидов и дары Ахура Мазды


утренняя молитва Хаван

Новруз 3751!

Дорогие друзья, наступил Новый, 3751-й Год Заратуштрийской Эры! Сил, благоразумия и успехов в благих делах всем Вам в Новом Году!

Первый диалог Ахура Мазды с Заратуштрой

В начале Ясны (зороастрийского богослужения) два священника взяв друг друга за руки и смотря друг другу в глаза, произносят:

1. yaϑā ahū wairyō – zaotā frā mē mrūtē
2. aϑā ratuš aṣ̌āt̰ cīt̰ haca – frā aṣ̌awa wīδwå mraotū



Первую фразу произносит зот – заотар или первый мобед, проводящий Ясну. Затем второй священник – распи – повторяет её в форме yaϑā ahū wairyō yō zaotā frā mē mrūtē. Далее зот говорит вторую фразу. Эта двойная фраза из Ясны содержится также в большинстве зороастрийских молитв, следуя сразу за хшнуманом (посвящением).

Первые части двух фраз представляют собой первую строчку мантры Ахунвара: yaϑā ahū wairyō aϑā ratuš aṣ̌āt̰ cīt̰ hacā – «Как Господин Бытия, достойный предпочтения, так и Рат (Образец) в согласии с Ашей…»

Таким образом, мы можем перевести эту двойную фразу Ясны:

1. Как Господин Бытия, достойный предпочтения, который (есть) Заотар, будет мне провозглашён,
2. Так и Рат (Образец) в согласии с Ашей – праведный, знающий пусть провозгласит.

Двойная фраза Ясны воспроизводит первый диалог Творца Ахура Мазды с Заратуштрой, случившийся сразу после рождения Пророка. Сочинение дастура Задспрама (IX в.) описывает это (8:17-19):

17.APš PWN hm ODNA Y YLYDWNšn dstwblyh Y QDM dyn MN ՚whrmzd ptglpt.
18.cygwn YMRRWNyhyt PWN dyn AYKš PWN YLYDWNšn gwpt AYK, cygwn ՚hw k՚mk, LK MNW zwt HWEydy, AYK pyšwp՚d Y d՚m՚n HWEydy, pr՚c OL L gwpt AYK, dstwbl YHWWNšn.
19.cygwn zltwhšt gytydy tnyh l՚d gytydy ՚yw՚cyh՚ gwpt, ՚whrmzd mynwkyh՚ *mynwkyh l՚d ՚š p՚shw gwpt AYK, ՚ytwn ltyh՚, ՚ytwn pl՚lwnyh՚, MN ՚hl՚dyh cyk՚mc-HD pr՚c ՚hlwb՚n ՚k՚syh՚ YMRRWNyt AYK dstwbl HWEm.

17. И в это время рождения он (Зардушт) принял руководство (дастурство) в Вере от Ормазда.
18. Как сказано в Вере, при рождении он сказал: «Как Господин Бытия (Аху), (являющийся моим) желанием, Ты, будучи Заотаром [то есть, будучи Главой Творений], провозгласил (Себя) мне в качества Дастура.
19. Поскольку Зардушт имел земное тело, он сказал телесным голосом, а Ормазд, будучи духом, ответил в духе: «Так будучи Ратом, так будучи благочестивым благодаря каждому малейшему праведному деянию, праведный, ведая, провозгласит, что я есмь Дастур».

Маленький Заратуштра в момент рождения обратился к Творцу Ахура Мазде – Изначальному Бытию (Аху), к которому он стремится и котрого он выбирает всем сердцем. Он признал Творца Заотаром бытия, священнодействующим в мире творений. В ответ он услышал духовный голос Ахура Мазды. Творец признал Заратуштру ратом мира – образцом в каждом проявлении праведности.

Как раскрывает эту строчку Денкард, Ахура Мазда сказал Заратуштре:

Твоя ценность очень велика, ты весьма праведен, ты наделён самым обширным знанием, ты утвердишь Маздаяснийскую религию среди творений всех видов. (Денкард, 9:24:4).

Бог открывается Пророку как Дастур – высший руководитель, и праведный пророк, наделённый высочайшим знанием, провозглашает это миру. Так через Заратуштру в мир нисходит руководство (дастурство) в праведности и истине.

Вернёмся теперь к Ясне. Ясна отражает Священнодействие высшего Заотара, поэтому священник-заотар представляет на ней Ахура Мазду. Он же, будучи непосредственным продолжателем зота Заратуштры, представляет ещё и Заратуштру, объединяя в своём лице Аху и Рату. В качестве последователя Заратуштры здесь выступает и распи. Поэтому имитируя первый диалог Творца с Пророком, два священника сначала повторяют реплику Заратуштры, а потом зот вещает реплику от имени Ахура Мазды.

Когда мы читаем эти две строчки в молитве из Хорде Авесты, мы вспоминаем изначальный диалог, ставший основанием Маздаяснийской веры.

"Я огнепоклонник!"

Иранское шиитское духовенство перед лицом возрождения интереса иранцев к своей истории, а отсюда и вольно или невольно - к древней религии Заратуштры, продолжает публичную риторику по умалению благой веры, позволяя себе неоднозначные высказывания.



Резонанс в зороастрийском сообществе вызвало выступление аятоллы Месбаха Язди, представителя города Тегерана в Совете Экспертов Исламской республики Иран, сделанное им на собрании Общества друзей Махди 15 февраля 2013 года. В своей речи аятолла всячески подчёркивал, как, на его взгляд, неразрывно завязана судьба Ирана с исламом, потомками пророка (особо почитаемыми в шиитской религии) и почему без исламской религии Иран не имеет никакой ценности для мировой цивилизации. В частности, он сказал: «Мы не должны гордиться огнепоклонничеством наших предков, поскольку в этом нет ничего хорошего, следует гордиться тем, что Иран связан с родом пророка Мухаммада».

Поскольку выражение «огнепоклонник» используется мусульманами по отношению к зороастрийцам в негативном ключе, с целью подчеркнуть их мнимое идолопоклонничество, зороастрийцы всегда относятся с неприятием к такого рода высказываниям. В ответ на это скандальное, но в общем типичное для мусульманского духовенства чванливое выступление, Эсфандияр Эхтияри, представитель зороастрийской общины в парламенте Ирана направил в канцелярию аятоллы Язди открытое письмо, в котором он заявил, что приписывание своим предкам огнепоклонничества – это оскорбление всех иранцев, ведь ни для кого не секрет, что на протяжении своей долгой истории иранцы были приверженцами единобожия и почитали Единого Бога.



Эхтияри отметил, что если иранцам и есть, чем гордиться, то прежде всего достижениями своей цивилизации, а открытие огня, этого божественного дара, уважением к которому всегда была проникнута иранская культура, является началом всякой цивилизации. Он также призвал не использовать в политических целях риторику, которая нарушает единство народа Ирана, принадлежащего к разным конфессиям и этносам.

Зороастрийская девушка Назанин Заррин-колах у себя в Фейсбуке опубликовала свой ответ Месбаху Язди, озаглавленный «Я огнепоклонник».




Раз за разом сталкиваюсь я с этим вопросом: «Вы огнепоклонница?» Каждый, кто узнаёт, что я зороастрийка, если он что-то знает о зороастрийской вере или слышал о ней, сразу же спрашивает: «Вы огнепоклонница?». Знаю, что все зороастрийцы сталкивались с этим вопросом и не один и не два раза. Но раз за разом, даже когда я присутствовала на беседах с уважаемыми мобедами, я видела, как ответы этих уважаемых людей год за годом уходили в пустоту. Неужели люди забыли своё прошлое? Неужели историческая память таких людей стала настолько слабой, что они не помнят своих предков? Когда мне было ещё мало лет, услышав этот вопрос, я краснела и начинала рассказывать про свою веру. Я говорила, что мы глубоко чтим четыре стихии (воду, воздух, землю и огонь) – благие дары Ахуры, мы не загрязняем их, но мы не поклоняемся им. Я говорила им, что Ашу Зартошт описывает Бога – Ахура Мазду – как Господа духа и разума, Которого мы, вознося руки, и почитаем… В то время, наверно, я сама не знала, что проявлением уважения к воде, воздуху, земле и огню и поддержанием их неосквернёнными я совершаю их почитание (заботу, охрану). Но теперь я хочу гордо поднять голову и воскликнуть: «Да, я огнепоклонница!»

Долг, возложенный на меня не только как зороастрийку, но и как человека, это и есть проявление почтения к природе и дарам Ахуры. Я должна заботиться о воде, ветре, земле и огне – природе, без которой мы, люди, не сможем продолжать свою жизнь. И cегодня, как и всегда, я одену белую одежду и с воздетыми руками и покрытой головой сяду молиться перед огнём – так, как и тысячи лет назад мои дорогие предки собирались в единый круг и возносили свои молитвы.



Каве Фаррох. Персы: армия великих царей



Курганская культура. Арии. Андроновская культура. Захват Иранского плоскогорья.
Плодородный полумесяц - Курдистанское нагорье, Месопотамия, Сирия, Ливан, Палестина. По мнению автора проиндоевропейцы обитали где-то в северной части этого полумесяца и были преимущественно земледельцами. Передвигаясь со скоростью 1 км в год, они к 5000 - 6000 гг. до н.э. достигли Украины.

На Украине зародилась традиция конников и возник индоевропейский язык. "... следы наездничества относятся к 4000г. до н.э.". "... человек сел на лошадь именно на Украине...".
"Переворот ... человек оседлал лошадь, стал ключевым... распространении курганной культуры". "Курганная культура постепенно продвинулась ... в Среднюю Азию, где и появились арии".
Три тысячи лет до н.э. - появление Андроновской культуры на Урале.
"Слово "арий" ... переводится как "знатный", "господин", "свободный человек". "... царь Дарий называл себя арийцем". Название "Иран" - "земля ариев". "Отличительная черта ариев заключается в обряде погребения, когда хоронят колесницу и лошадь".
"Изначально задуманная для охоты, арийская военная колесница изготавливалась из легкого прочного дерева, помост сооружался из прочного кожаного плетения, способного выдержать вес возницы и стрелка из лука. Каждое колесо весило не более 27 кг. Передок получил полукруглую обтекаемую форму... ". "Составные луки... стали ... эволюционным скачком..."."...доспехи... состояли из бронзовых или медных колец, пришитых на кожаную основу".
"Регион Андроновской культуры - от восточной Украины... и большей части Казахстана - стал... ядром ... экспансии ариев"
"... "Трактат Киккули". Текст, который ведет... от... ариев Средней Азии... даются подробные наставления относительно возничего и обращения с колесницами".
"... решающая миграция и колонизация Иранского плоскогорья произошла в... 1000 - 800 гг. до н.э.".
Арии... продолжали мигрировать... они говорили на наречии, близком к древнеиранскому... Слово "саки"... "стрелы". "... сарматы, аланы, массагеты...".
"Арийские племена, ... мидийцы, превалировали на Иранском плато в IX веке до н.э.". "... потомки мидийцев... - это ... курды и азербайджанцы Ирана"."Мидийцы не одни прибыли... они шли ... с близкими родственниками... парсы или персы".
"Первое упоминание... "мада" (или мидийцы) принадлежит ассирийскому царю Шальмансеру III (858 - 824 гг. до н.э.)... "парсы"...парасава (дословно "граница", "сторона", "ребро"). В таком случае персы были пограничными жителями Мидии".
"Империя ассирийцев (1813 - 612 гг. до н.э.) ... чрезвычайно могущественной в военном отношении... далеко шагнула... в архитектуре, искусстве, технологиях... оказав влияние на цивилизации Ближнего Востока... многие из ее достижений переняла ... мидийцев и персов... ". "Царица Семирамида и ее сын Адад-Нерари III (811 - 783 гг. до н.э.) возглавляли широкомасштабные походы
Первым правителем независимого царства мидийцев стал Денак, который был сослан в Сирию Саргоном II в 715 г. до н.э. Саргон II распространил владычество до гор Демаванд в 715 - 713 гг. до н.э. и озвел сторожевые башни, одна из которых называлась "Тах - а - Ран", в настоящее время Тегеран, что на арамейском языке означало "место, куда следует вернуться". К середине VII века до н.э. мидийцы сумели востановить свое царство.

Седре-пуши во Франкфурте

Организация Бозорг Базгашт ("Великое Возвращение") совместно с Анджоманом зороастрийцев Германии провела груповой обряд посвящения в Благую Веру - Седре-Пуши - в день Спандармазд месяца Мехр (20 октября) во Франкфурте. Новые бехдины представлены жителями Германии и Англии иранского происхождения, а также жительницей Польши и жительницей Америки.


Авестийский язык и Авестийская культура

Приглашаем на цикл лекций "Авестийский язык и Авестийская культура". Занятия будут проходить по четвергам с 19:00 до 22:00 по адресу: Москва, Лучников пер., 4 стр. 2, оф. 22. Проезд метро до ст. Китай-город или Лубянка. Дополнительная информация по тел. 517-39-15