Иван Титков (pyc_ivan) wrote in avesta_ru,
Иван Титков
pyc_ivan
avesta_ru

Categories:

Крещение с точки зрения традиции.

Как известно из нового завета, Иоан призывал евреев покаяться в грехах своих. И многие приходили к нему и крестились в Иордане.

Но что же представляло из себя водное крещение? В чём состоял его смысл? Некоторые считают водное крещение неким актом ритуального омовения, подобным тому, что практикуют индуисты в мутных водах священного Ганга. Однако, люди утверждающие подобное просто не понимают значение воды для традиционного человека, человека, живущего в условиях центральной азии и ближнего востока. Вода была и сейчас остаётся священным носителем жизни. Совершать омовение в реке - водном источнике, т.е. осквернять её своими нечистотами было остаётся ужасным святотатством, по тяжести сопоставимым с отравлением колодца мертвечиной или испражнением в родник с питьевой водой.

Чем же тогда являлось крещение, если не омовением? Есть веские основания считать, совершённое Иоаном Крестителем над молодым плотником из Назарета действо, ни чем иным, как ордалией.

Латинским словом «Ордалия» обозначается божье свидетельство, испытание, которое наряду со свидетельскими показаниями являлось доказательством истинности слов говорящего. Если можно так выразиться, ордалия является "экспертизой", подтверждающей показания, а её результат становится "юридическим фактом".

Как проверить покаялся ли человек в сердце своём или лукавит? Ведь никакой свидетель не может достоверно подтвердить или опровергнуть слова о покаянии. Единственный способ узнать цену слова было и остаётся испытание - ордалия или божий суд. Однако прежде чем рассмотреть случай с Исусом имеет смысл сказать несколько слов о нравах и обычаях того времени.

Исторически Иудея долгое время входила в состав персидской империи династии Ахамендов. Влияние этого периода на жизнь евреев трудно переоценить. Евреи были освобождены из Вавилонского плена царём Курушем и отпущены в Иерусалим. Под влиянием правовой традиции Ахаменидов была создана Тора. После падения державы Ахаменидов под ударами проклятого Искандера румийского (Александра Македонского) наступила эпоха эллинизма. Иудея попала под власть греческой династии Селевкидов, боровшихся с иудаизмом, как с языческим пережитком. В честь изгнания греков из храма в Иерусалиме в иудейской традиции появился такой праздник, как ханука. Однако, практически сразу после изгнания греков Иудея была завоёвана Римом.

Всё это время в Иудее сохранялось влияние персидских традиций, которые воспринимались, как отзвуки благословенного времени, в том числе и традиции правовые. По одной из версий само слово "фарисей" происходит от слов "парс", "фарс" - перс и изначально обозначало "оперсенных" евреев.

Что касается событий почти двухтысячелетней давности, произошедших на реке Иордан, то одной из разновидностей ордалий, упоминаемых в Маздаяснийская традиции, является испытание рекой. Традиция знает несколько основных типов ордалии, наиболее распространёнными из которых являются испытания огнём и испытания водой. Эти элементы издревле были связаны со священными стихиями, дарующими жизнь. Испытание рекой состояло в следующем: человек погружался в воду с головой и задерживал дыхание на время, которое стрелок из лука потратит, чтобы сбегать за выпущенной в момент погружения стрелой и вернётся обратно. Причём погружался он не самостоятельно, а с помощью "ассистента", проводящего испытание.

В споре или на суде свидетельства человека, прошедшего испытания, являлись истиной, подтверждённой Богом. Не прошедший испытание, т.е. утонувший являлся нечистым лжецом, которого Бог лишил своего дара – дара жизни.

Стоит отметить, что отношение к утопленникам, как к чему-то очень скверному сущестовало повсеместно, что подтверждает отношение к воде, как божественной сущности, дарующей жизнь. Если уж вода, которая даёт жизнь всему живому на этой земле, отнимает у кого-то жизнь, то этот кто-то - ужаснейшее и нечистое существо. Особое отношение к утопленникам существует во многих культурах. Запрет на похороны утопленников (на общем кладбище) вполне официально существовал, как в христианской традиции, так и в русской народной, что выразилось в пословице: "Утопленника на меже хоронят".

Важным подтверждением того факта, что один из элементов ритуала крещения - купель - является инициатическим испытанием, служит признание церковью крещения кровью. В соответствии с данным положением человек, пусть и не прошедший обряд крещения, но принявший смерть за веру признаётся крещёным. В данном случае роль испытания, свидетельствующего искренность человека играют сами обстоятельства смерти.

Таким образом принятый современными христианами обряд крещения, в котором обязательно присутствует вода и погружение, осуществляемое инициатором, является отголоском древней традиции, символической ордалией, испытанием искренности намерений крестящегося, добровольно предающего смерти свой грех.

Этим христианский ритуал принятия веры принципиально отличается от исламского, где в качестве подтверждения используется не божье знамение, пусть и символическое, а свидетельские показания двух авторитетных людей при которых должна быть произнесена шахада.

Subscribe

  • Седре Пуши в Баку

    В день Азар месяца Хордад (28.05.2017) в Баку при сотрудничестве с анджоманом " Бозорг Базгашт" была проведена церемония посвящения в Зороастрийскую…

  • В Азербайджане восстановлен высочайший в мире храм огня

    В VII веке в Азербайджан вторгалась армия арабского халифата. Атешгяхи (храмы огня) пришли в упадок, но их естественные огни продолжали гореть...…

  • Сказание о Санджане

    На сайте blagoverie.org опубликован русский перевод Сказания о Санджане. Это поэма, описывающая основные события ранней истории парсов: бегство…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments

  • Седре Пуши в Баку

    В день Азар месяца Хордад (28.05.2017) в Баку при сотрудничестве с анджоманом " Бозорг Базгашт" была проведена церемония посвящения в Зороастрийскую…

  • В Азербайджане восстановлен высочайший в мире храм огня

    В VII веке в Азербайджан вторгалась армия арабского халифата. Атешгяхи (храмы огня) пришли в упадок, но их естественные огни продолжали гореть...…

  • Сказание о Санджане

    На сайте blagoverie.org опубликован русский перевод Сказания о Санджане. Это поэма, описывающая основные события ранней истории парсов: бегство…