Bahman (voiko) wrote in avesta_ru,
Bahman
voiko
avesta_ru

Categories:

Наставление о скотоводстве, земледелии и еде.

Авеста наполнена поэтическими образами скотоводства и земледелия. Занятие крестьянским трудом в зороастризме признается самым лучшим, самым возвышенным и полезным делом из всех дел, которые совершают люди. И это естественно, ибо от крестьянского труда, воплощающегося в производстве продуктов питания, которыми живет человек, зависят абсолютно все люди. В Гатах пророка Заратуштры прославляется Корова – кормилица и подательница благ – и ее попечитель – вастрьо фшуянт – «пастух-скотовод». Из уст пророка, в частности, звучат такие слова, восхваляющие плодородие, произрождение и предписывающие заботу о Корове (Ясна 48):

Да очистишь ты, о наилучший смертный, будущее рождение.
Ради Коровы пусть свершится так. Ты ее ради нашей пищи разводи.


Пятьдесят восьмая глава Ясны называется Фшушо-Мантра (Мантра Скотовода) и посвящена прославлению Скотовода, который здесь отождествляется с Творцом:

4. Скотовод есть праведник победоносный, наилучший. Скотоводу мы служим[1] - ему, Отцу Коровы вместе с праведностью, праведника и выбравшего Ашу [Праведность] существа. Он - истинный благодетель, чье величие, благость и красоту мы вам[2] посвящаем. Да убережет нас скотовод, да сохранит с Ашей, с пастбищем, щедростью, одарением, благосклонностью и Огнем Ахура Мазды.

[1] carekeremahî – глагол, в котором дублируется корень kar- «делать», «творить», а изначально «творить священнодействие, ритуал». Поэтому сам глагол с продублированным корнем имеет очень широкое значение, относясь к ритуальной сфере действия. Ниже в этом же стихе он переведен как «посвящать (что-то кому-то)», что тоже входит в обширное семантическое пространство этого слова.
[2] имеются в виду Бессмертные Святые Ахура Мазды – Амеша Спента.

Разводящий скот уподобляется Творцу. Сам Творец – это вселенский Скотовод, недаром одно из его имен – Стадный. Заботами и того, и Другого рождается Корова и Праведность – основа процветания мира и каждого человека.

Не менее важен и почетен земледельческий труд. Вот что говорится в Вендидаде, в фрагарде (главе) 3:

23. Создатель живых творений плотских, Праведный! Кто четвертый эту Землю величайшим удовлетворением удовлетворяет? - И сказал Ахура Мазда: Тот, кто боле всего сеет, о Спитама Заратуштра, злаков, трав и плодоносных растений или кто безводную орошает, а обводненную -осушает.


Итак, удовлетворение Земли в частности состоит в обработке ее и засевании хлебом и в производстве мелиоративных работ. Земля уподобляется рождающей женщине, земледелец – мужу, обработка земли – супружескому соитию.

24. Несчастлива та Земля,
которая лежала незасеянной,
которая сеятелем должна засеваться,
желающая благого поселенца –
к тому же стремится добросложенная девушка,
что долго бездетная ходит,
желая благого мужа.

25. Кто эту Землю обрабатывает,
Спитама Заратуштра,
левой рукой и правой,
правой рукой и левой,
плоды она тому приносит,
он - будто муж приязненный с подругой любимой на расстеленном ложе возлегающий, и она сына или плод ему приносит.


Т.е. женщина рождает сына, а Земля – плоды, урожай.
Обрабатывающий землю любим землей и наделяется ее щедро. Необрабатывающий - отвергаем и обделяется.

26. Кто эту Землю обрабатывает,
Спитама Заратуштра,
левой рукой и правой,
правой рукой и левой,
тому говорит эта Земля: О муж,
что меня обрабатывает
левой рукой и правой,
правой рукой и левой!
27. Истинно, ныне напитаю я страны.
Истинно ныне приду с урожаем.
Пусть собирают всякую еду,
Больше урожая зерна.
28. Кто эту Землю не обрабатывает,
Спитама Заратуштра,
левой рукой и правой,
правой рукой и левой,
тому говорит эта Земля: О муж,
что меня не обрабатывает
левой рукой и правой,
правой рукой и левой!
29. Истинно, ныне ты встанешь в дверях чужих
Среди выпрашивающих пищу.
Истинно, твоему рту
Крошки пищи будут принесены, теми принесены,
У кого изобилие благ.

Заратуштра спрашивает Творца:

30. Создатель живых творений плотских, Праведный! Что есть Веры Маздаяснийской насыщение?

Буквально – «Веры Маздаяснийской желудок» – выражение, означающее: «что питает Маздаяснийскую Веру»

– И сказал Ахура Мазда: Это усердие в сеянии злаков, Спитама Заратуштра.

31. Кто сеет злаки, тот сеет Ашу, тот распространяет Веру Маздаяснийскую, тот вскармливает Веру Маздаяснийскую как сто установлений, тысяча поддержек, десять тысяч свершений почитания.


Растущие хлеба убийственны для злобных дэвов.

32. Злак появился, а дэвы вспотели. Росток появился, а дэвы обмерли. Цвет появился, а дэвы взвыли. Зерно появилось, а дэвы пустили ветры. Так зерно появляется, и в доме, где это зерно, дэвов убивают. Им так в глотке печет, как будто от расплавленного железа, когда много злаков бывает.


Особо подчеркивается значимость продуктов сельского хозяйства – еды.

33. Теперь же пусть запомнит каждый такую мантру: Никто из тех, кто не ест, не имеет силы на праведность, не имеет силы на пастьбу, не имеет силы на деторождение. Питаясь, каждая сущая плоть живет, не питаясь – умирает.


Мантра всецело отражает жизнелюбивое зороастрийское мировоззрение и отношение к еде. Ею отвергаются посты и голодания и воздается почтение к еде – основе человеческого существования и его благодеяний.
Вот, что говорится в другом фрагарде (4) о мясных продуктах:

48. Тот из двух мужей скорее Благой Помысел обретет, кто говядиной живот насыщает, нежели кто не (делает) этого – он почти мертв, а тот ценнее его на величину асперены, на величину мелкой скотины, на величину крупной скотины, на величину человека.


Благой Помысел – Воху Мано – в Младшей Авесте дух-покровитель скота. Здесь устанавливается связь между вкушением мяса коровы – животного Воху Мано и обретением Воху Мано – Благого Помысла. (Асперена – денежная единица, равная позднейшему дирхаму)

49. Ибо он, как и мужи, следующие за ним, побеждает Асто Видоту, побеждает умело пущенную стрелу, побеждает зиму, облаченный в самую малую одежду, побеждает злобного смертного – тирана, срубая ему башку, побеждает неправедного постящегося ашемаогу.

Асто Видоту – дэв тления и разложения. Вкушение мяса укрепляет тело и помогает человеку бороться не только с ним, но и дает силы уклониться от стрелы, не мерзнуть на морозе, бороться против злых людей. Особенно здесь интересен ашемаог - еретик, названный здесь «постящимся» – в оригинале «неедящим». Тот, кто поститься и тем самым делает вид, что возвеличивает тем самым свою «праведность».

В заключение стоит привести наставление заратуштрийских священников, приведенное в трактате Сад Дар, относительно поста.

1. Восемьдесят третий предмет касается того, что необходимо воздерживаться от поддержания постов.
2. Ибо в нашей религии не предпочтительно не есть каждый день ничего, поскольку будет грехом делать так.
3. Для нас поддержание поста заключается в том, что мы воздерживаемся от совершения греха нашими глазами, языком, ушами, руками и ногами.
4. Некоторые люди стремятся к этому, поэтому могут не есть ничего весь день, и они практикуют воздержание от какой-либо еды.
5. Нам тоже необходимо прилагать усилия, чтобы не думать, не говорить и не совершать грех. Необходимо, чтобы никакое злое деяние не исходило от наших рук, языка, ушей, ног, что будет грехом, происходящим от них.
6. Так как я сказал именно таким образом. И я показал, что воздержание семи частей тела, которое в других религиях есть воздержание, происходящее от неедения, в нашей религии есть воздержание, происходящее от несовершения греха.


Смысл в следующем. В других религиях, чтобы пресечь грех, предписывается поститься, тем самым ограничивая свою жизненную активность, которая могла бы быть направлена на грех. Благой Вере подобный путь воздействия не на причину греха, а на его средство, объявляется неприемлимым. Воздержание от греха должно достигаться сознательными усилиями, а не постом, поддержание которого само является грехом, поскольку оно противоречит приведенной выше Мантре о пище.
Subscribe

  • Седре Пуши в Баку

    В день Азар месяца Хордад (28.05.2017) в Баку при сотрудничестве с анджоманом " Бозорг Базгашт" была проведена церемония посвящения в Зороастрийскую…

  • В Азербайджане восстановлен высочайший в мире храм огня

    В VII веке в Азербайджан вторгалась армия арабского халифата. Атешгяхи (храмы огня) пришли в упадок, но их естественные огни продолжали гореть...…

  • Сказание о Санджане

    На сайте blagoverie.org опубликован русский перевод Сказания о Санджане. Это поэма, описывающая основные события ранней истории парсов: бегство…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments