Константин Крылов (krylov) wrote in avesta_ru,
Константин Крылов
krylov
avesta_ru

Categories:

КОММЕНТАРИЙ НА "СОТВОРЕНИЕ ОСНОВЫ", VII 1-3

VII. То, что между ними, — пустота, и одно не связано с другим, и <затем> оба духовных (начала) ограничены в себе.

1. То, что между ними - пустота,

Здесь повторяется то, что уже было сказано: между началами находится разделяющее их.

2. и одно не связано с другим

Здесь сказано, что оба начала полностью независимы друг от друга. Нельзя сказать, что Творец сотворил Врага, и нельзя сказать, что Враг сотворил Творца, или что они каким-либо образом связаны друг с другом.

Это кажется недостатком: в монотеистических религиях к достоинствам Творца часто относят то, что Он сотворил вообще всё, и нет ничего не сотворённого Им. Впрочем, мистики и пророки часто намекают, что в мире есть и нечто несотворённое, а потому заслуживающее особого почитания. Но все они преклоняются перед самой способностью творить, в особенности же творить из ничего, почитая эту способность за какое-то волшебство.

Мы тоже почитаем Творца за то, что он сотворил мир и нас самих, однако высшее достоинство Его видим не в том, что он способен творить, а в том, что именно он творит. Как сказано выше, Творец – высочайший по всеведению, добродетели и светлости. Это и есть его главные качества, достойные почитания и хвалы, а Враг их полностью лишён.

И потому Враг, даже если и пытается что-то создать, не может преуспеть в этом. Не потому, что он лишён силы творения, а потому, что он лишён всеведения, добродетели и светлости. Потому-то его твари всегда останутся пустыми и уродливыми подобиями творений Ормазда. И его творения не заслуживают похвалы, а сам он – именования себя Творцом. Ибо Враг, даже когда что-то творит, он на самом деле не творит, а разрушает. Разрушает он замысел Творца, который Враг уродует, творя своих тварей. Ибо все твари Врага имеют прообразы в умном мире, где он их увидел

Что касается самой способности творить и властвовать над материей, то её не лишены никакие существа, хотя они наделены ей в неизмеримо меньшей степени, чем Творец. Однако, после конечного воплощения все их способности возрастут в должной мере.

3. и <затем> оба духовных (начала) ограничены в себе.

Кажется, что здесь путаница: ведь два начала были названы и бесконечными, и ограниченным и безграничным, а теперь сказано, что они оба ограничены в себе. Но здесь это указывает на то, что каждое из начал вполне замкнуто и завершено в себе, не нуждаясь в ином.

Почему же тогда Враг напал на свет, ведь он не нуждался ни в чём, связанном со светом?

Причина в его неведении и ярости, образующие вместе страсть к разрушению. Враг страдает в своей бездне, оттого что разрушил сам себя, ибо такова его природа. Но неведение заставляет его думать, что причина его страданий вовне, хотя он и не знал о существовании Творца и его Света. Враг метался в ярости, как укушенное животное, и кусал сам себя, как бешеный волк. Так, метаясь, он поднялся через пустоту, и, увидев Свет, напал на него.
Subscribe

  • Седре Пуши в Баку

    В день Азар месяца Хордад (28.05.2017) в Баку при сотрудничестве с анджоманом " Бозорг Базгашт" была проведена церемония посвящения в Зороастрийскую…

  • В Азербайджане восстановлен высочайший в мире храм огня

    В VII веке в Азербайджан вторгалась армия арабского халифата. Атешгяхи (храмы огня) пришли в упадок, но их естественные огни продолжали гореть...…

  • Сказание о Санджане

    На сайте blagoverie.org опубликован русский перевод Сказания о Санджане. Это поэма, описывающая основные события ранней истории парсов: бегство…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments