Иван Титков (pyc_ivan) wrote in avesta_ru,
Иван Титков
pyc_ivan
avesta_ru

Categories:

НАСТАВЛЕНИЕ О ХЛЕБЕ НАСУЩНОМ 3742 год, Эсфанд, день Мехр


ﺩﺰﻣﺭﺍ ﺭﺍﺩﺍﺩ ﻯﺍﺪﺧ ﻡﺎﻧ ﻪﺑ
Во имя Творца Ормазда.


Жизнь – священна.

Современный мир в его нынешнем состоянии смешения добра и зла является результатом посягательства ахримана на совершенное, бессмертное творение Господа Ахура Мазды.

После гибели бессмертных Человека, Коровы и Дерева, убитых ахриманом, Мазда не мог восстановить творение в первоначальном виде. Мир был осквернён, но он нашел выход. Из первого Человека он создал смертного человека, побеждающего смерть в браке, через своих детей. Из Коровы был создан весь животный мир, плодящийся и размножающийся. Из дерева был создан весь смертный растительный мир. В ответ на это ахриман исказил часть творения Бога, в результате чего возникла храфстра – вредные животные, всячески мешающие жизни. Храфстра – дэвы среди животных. Вы их прекрасно знаете. Тараканы, пауки, мыши, мухи, змеи всё это храфстра. Большинство людей испытывает естественное отвращение к этим тварям.

Однако в этом мире есть сила рассеивающая мрак и изгоняющая зло. Это Огонь, несущий свет, тепло и безопасность.
Огонь – образ Мазды, символ жизни. Освещающий, согревающий, защищающий, питающий. В 17-й главе Бундахишна описываются разные виды огня. Их пять. Один из них - Вохуфриян - из авест. "Благодружественный" - огонь, что в телах людей и животных". Это Огонь, служащий энергией жизненной силы в телах людей и животных, Огонь, который можно почувствовать в тепле человеческого тела. Корень vohu помимо значения "благой", еще служит в Авесте названием крови. Поэтому это Огонь, содержащийся в крови.

Огонь лежит в основе жизни. Окислительные процессы в нашем теле есть ничто иное, как огонь – процесс горения. Огонь, как и жизнь, является процессом, в отличие от памятников или зданий. Трепещущее пламя - символ того, что мир не есть статичная вещь, не есть собственность. Мир – изменение и динамика, он находится в состоянии жизни и творения. Вселенная не является однажды запущенными Богом гигантскими часами, как считал Ньютон, она - гимн который поёт Творец. Благоверный, зартошти – добровольный сотворец Богу, участник его хора, защитник уже сотворенного.

Каждый раз, когда мы берём в руки вилку с аппетитным кусочком мяса или пьем ароматный чай с мелиссой и вишневым вареньем, мы питаем огонь, который горит внутри нашего тела. В нём сгорают дары, которые мы получаем от Бога для поддержания жизни. Энергия этого огня согревает нас, дает нам силу мысли и движения, для того, чтобы мы могли жить, рожать детей и растить их, утверждать в мире добро и бороться со злом.
Каждый прием пищи для зороастрийца – священнодействие. Это обстоятельство находит отражение в языке. Во многих индоевропейских языках слово «есть», в смысле «кушать» практически совпадает со словом «есть» в смысле «быть», «существовать», т.е. «жить». Слово «жрать», приобретшее крайне негативный оттенок под влиянием христианства, является однокоренным со словами «жрец» с одной стороны, и жар с другой. Но жрец – это всего лишь тот, кто освящает, благодарение - трапезу, посвящённую Господу. От этого же корня происходят такие слова как «жертва», глагол «жрети» (старорусское), а так же слово «жар». Жертва – это то, что питает огонь, в том числе жар и огонь нашего тела. Жертва – это не дань, не замаливание духов, а подношение во имя жизни, поддержка.

В традиции есть определённый порядок совершения трапезы. Перед едой необходимо взять «бадж». Как и перед всяким богоугодным делом зартошти должен быть ритуально чист при совершении священнодействия. Перед приёмом пищи необходимо омыть руки, перевязать пояс кушти и произнести молитву посвящение. Тем самым мы благодарим Бога за дар жизни и за средства, данные на её поддержание. Будущая еда тем самым посвящается добрым мыслям, добрым словам и добрым делам.

Во время еды нельзя совершать поступки, нарушающие гармонию мира. В первую очередь к ним относится разговор с набитым ртом во время еды. Здесь интересно обратить внимание на совпадение русской народной традиции с религиозной зороастрийской. Например, пословица - «Когда я ем, я глух и нем.» - в точности соответствует запрету на разговор во время еды в Благой Вере. Согласно Учению – разговор во время еды – это гуннах, грех против Хаурватата и Амеретата, двух из семи бессмертных святых.

Ещё одно, немаловажное требование – запрет брать пищу левой рукой. Левая сторона традиционно, как и север, считаются стороной зла, признаком неправильности и нечестивости.
Кроме обычной еды в Благой вере существует особый ритуал освящения специально приготовленной еды - дрона. Вот что о нём говорится в Бундахишне.

О значении дрона известно, что он устроен наподобие земли, как разъяснил Ормазд Зардушту. Спросил Зардушт у Ормазда: “Что он означает?” И

Ормазд сказал: “Это дрон, вы должны его освящать для своей защиты.

И также известно, что каждый день после захода солнца дэвы и демоны (являются) из ада. Они приходят в мир (числом), равным волосам в конской гриве, чтобы причинить зло творениям Ормазда. Когда они идут на гору Албурз, дух дрона выходит навстречу всем дэвам и демонам, побивает их и уничтожает, и бьет их так, что они падают, как (падает) град. (И этим) (дух дрона) удерживает их от прихода в мир и причинения зла творениям Ормазда. А если бы не было духа дрона, то все дэвы и демоны истребили, уничтожили и ослабили бы творения Ормазда. И это бывает благодаря силе дрона, (который) должным образом полностью освящен, когда праведный читает благочестивые молитвы. И также известно, что тот, кто освящает меньше еды во имя младших (?) (богов ?), наименьшее благодеяние (его в этом случае равно) пятистам сорока (стерам). И также известно, что мезд для главных (?) богов (есть) духовный символ радости благочестивых, потому что Ормазд сидит вместе с амахраспандами, так как ничто не исходит (только) от амахраспандов.


Как видно, дрон выполняет защитную функцию. Освящение дрона является религиозным долгом зартошти.
Интересно рассмотреть сходство народной русской традиции с традицией иранской. Специфический культ пира на Руси общеизвестен. Сам стол воспринимался до недавнего времени русским человеком как алтарь – божья ладонь. На нем не должно быть грязи. Ложки клались на стол непременно перевёрнутыми, чтобы избежать осквернения мухами, что очень близко Благой Вере. Мухи являются храфстрой, вредными живыми существами, слугами ахримана. В частности в виде большой зелёной мухи воплощается дэва смерти – Насу, который проникает в каждое умершее тело.

С точки зрения Благой Веры пир – не просто повод к чревоугодию, не просто много вкусной еды и изысканного пития. Пир - это совместное богослужение, праздничная литургия в честь Бога, дарующего жизнь и средства для её поддержания.

Поэтому, желаю вам вкусного здорового и обильного пропитания. Чтобы ваш огонь питался лишь чистым подношением и горел для благих мыслей слов и дел. Желаю вам, быть благодарным Богу за то, что Он даёт ибо в благодарности проявляется благородство.

Окончено в здравии, радости и спокойствии.
Мне просто приятно знать, что ты меня читаешь
Subscribe

  • Седре Пуши в Баку

    В день Азар месяца Хордад (28.05.2017) в Баку при сотрудничестве с анджоманом " Бозорг Базгашт" была проведена церемония посвящения в Зороастрийскую…

  • В Азербайджане восстановлен высочайший в мире храм огня

    В VII веке в Азербайджан вторгалась армия арабского халифата. Атешгяхи (храмы огня) пришли в упадок, но их естественные огни продолжали гореть...…

  • Сказание о Санджане

    На сайте blagoverie.org опубликован русский перевод Сказания о Санджане. Это поэма, описывающая основные события ранней истории парсов: бегство…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments

  • Седре Пуши в Баку

    В день Азар месяца Хордад (28.05.2017) в Баку при сотрудничестве с анджоманом " Бозорг Базгашт" была проведена церемония посвящения в Зороастрийскую…

  • В Азербайджане восстановлен высочайший в мире храм огня

    В VII веке в Азербайджан вторгалась армия арабского халифата. Атешгяхи (храмы огня) пришли в упадок, но их естественные огни продолжали гореть...…

  • Сказание о Санджане

    На сайте blagoverie.org опубликован русский перевод Сказания о Санджане. Это поэма, описывающая основные события ранней истории парсов: бегство…