Баҳман (bahmanjon) wrote in avesta_ru,
Баҳман
bahmanjon
avesta_ru

Первый диалог Ахура Мазды с Заратуштрой

В начале Ясны (зороастрийского богослужения) два священника взяв друг друга за руки и смотря друг другу в глаза, произносят:

1. yaϑā ahū wairyō – zaotā frā mē mrūtē
2. aϑā ratuš aṣ̌āt̰ cīt̰ haca – frā aṣ̌awa wīδwå mraotū



Первую фразу произносит зот – заотар или первый мобед, проводящий Ясну. Затем второй священник – распи – повторяет её в форме yaϑā ahū wairyō yō zaotā frā mē mrūtē. Далее зот говорит вторую фразу. Эта двойная фраза из Ясны содержится также в большинстве зороастрийских молитв, следуя сразу за хшнуманом (посвящением).

Первые части двух фраз представляют собой первую строчку мантры Ахунвара: yaϑā ahū wairyō aϑā ratuš aṣ̌āt̰ cīt̰ hacā – «Как Господин Бытия, достойный предпочтения, так и Рат (Образец) в согласии с Ашей…»

Таким образом, мы можем перевести эту двойную фразу Ясны:

1. Как Господин Бытия, достойный предпочтения, который (есть) Заотар, будет мне провозглашён,
2. Так и Рат (Образец) в согласии с Ашей – праведный, знающий пусть провозгласит.

Двойная фраза Ясны воспроизводит первый диалог Творца Ахура Мазды с Заратуштрой, случившийся сразу после рождения Пророка. Сочинение дастура Задспрама (IX в.) описывает это (8:17-19):

17.APš PWN hm ODNA Y YLYDWNšn dstwblyh Y QDM dyn MN ՚whrmzd ptglpt.
18.cygwn YMRRWNyhyt PWN dyn AYKš PWN YLYDWNšn gwpt AYK, cygwn ՚hw k՚mk, LK MNW zwt HWEydy, AYK pyšwp՚d Y d՚m՚n HWEydy, pr՚c OL L gwpt AYK, dstwbl YHWWNšn.
19.cygwn zltwhšt gytydy tnyh l՚d gytydy ՚yw՚cyh՚ gwpt, ՚whrmzd mynwkyh՚ *mynwkyh l՚d ՚š p՚shw gwpt AYK, ՚ytwn ltyh՚, ՚ytwn pl՚lwnyh՚, MN ՚hl՚dyh cyk՚mc-HD pr՚c ՚hlwb՚n ՚k՚syh՚ YMRRWNyt AYK dstwbl HWEm.

17. И в это время рождения он (Зардушт) принял руководство (дастурство) в Вере от Ормазда.
18. Как сказано в Вере, при рождении он сказал: «Как Господин Бытия (Аху), (являющийся моим) желанием, Ты, будучи Заотаром [то есть, будучи Главой Творений], провозгласил (Себя) мне в качества Дастура.
19. Поскольку Зардушт имел земное тело, он сказал телесным голосом, а Ормазд, будучи духом, ответил в духе: «Так будучи Ратом, так будучи благочестивым благодаря каждому малейшему праведному деянию, праведный, ведая, провозгласит, что я есмь Дастур».

Маленький Заратуштра в момент рождения обратился к Творцу Ахура Мазде – Изначальному Бытию (Аху), к которому он стремится и котрого он выбирает всем сердцем. Он признал Творца Заотаром бытия, священнодействующим в мире творений. В ответ он услышал духовный голос Ахура Мазды. Творец признал Заратуштру ратом мира – образцом в каждом проявлении праведности.

Как раскрывает эту строчку Денкард, Ахура Мазда сказал Заратуштре:

Твоя ценность очень велика, ты весьма праведен, ты наделён самым обширным знанием, ты утвердишь Маздаяснийскую религию среди творений всех видов. (Денкард, 9:24:4).

Бог открывается Пророку как Дастур – высший руководитель, и праведный пророк, наделённый высочайшим знанием, провозглашает это миру. Так через Заратуштру в мир нисходит руководство (дастурство) в праведности и истине.

Вернёмся теперь к Ясне. Ясна отражает Священнодействие высшего Заотара, поэтому священник-заотар представляет на ней Ахура Мазду. Он же, будучи непосредственным продолжателем зота Заратуштры, представляет ещё и Заратуштру, объединяя в своём лице Аху и Рату. В качестве последователя Заратуштры здесь выступает и распи. Поэтому имитируя первый диалог Творца с Пророком, два священника сначала повторяют реплику Заратуштры, а потом зот вещает реплику от имени Ахура Мазды.

Когда мы читаем эти две строчки в молитве из Хорде Авесты, мы вспоминаем изначальный диалог, ставший основанием Маздаяснийской веры.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments